Книга памяти
24 августа 1959 - 1 июля 2016

Мурахин Игорь Евгеньевич

За время работы в Сибирском федеральном округе с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно было оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор). После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.
Фото из архива ФГБУ «АСК МЧС России»
лейтенант запаса
бортовой радист
Родился 24 августа 1959 года г. Жуковский Московской области

Погиб 1 июля 2016 года

Биография

  • 1959 год. Рождение героя

    24.08.1959 г.р., место рождения - г. Жуковский Московской области. 


  • 1979 год. Образование

    Образование высшее, окончил в 1979 г. Ленинградское мореходное училище Министерства морского флота, в 1990 г. Московский авиационный институт. Специальность по образованию: 1. Радиосвязь и электрорадионавигация морского и рыбопромыслового флота; 2. Летные испытания. 

  • 2011 год. Служба в авиации МЧС России

    Мурахин Игорь Евгеньевич работал в МЧС России с марта 2011 года. За время работы в авиации МЧС России зарекомендовал себя с положительной стороны. Специалист 1-го класса, обладал глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, успешно применял их при решении сложных государственных задач. Имел общий безаварийный налет 12100 часов.

    За годы работы в авиации МЧС России Мурахин И.Е. принимал активное участие в полетах по тушению лесных пожаров на территории России, в полетах по обеспечению гуманитарных операций странам и населению, пострадавшим от экологических и техногенных катастроф, в полетах по доставке спасательного и специального оборудования в районы чрезвычайных ситуаций. 


  • 2016 год. Последний полет

    1 июля 2016 года, в 4х километрах южнее населенного пункта Рыбный Уян Иркутской области, геройски погиб экипаж ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ «АСК МЧС России».

    Экипаж выполнял государственное задание по ликвидации природных пожаров, угрожающих населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры. После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.

Подвиг и гибель

Благодаря профессиональным действиям экипажа ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ "АСК МЧС России" в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек.


В тот трагический день, 1 июля 2016, самолет МЧС тушил природный пожар в Качугском районе Иркутской области, который угрожал населенному пункту Карам и создавал угрозу распространения огня и задымления на объекты энергетической и транспортной инфраструктуры. Осуществляя в те сутки второй вылет на тушение пожара, экипаж в назначенное время не вышел на связь. На борту воздушного судна находились 10 человек.

3 июля около 02:00 (мск.) в Качугском районе, в 9 километрах юго-восточнее от населенного пункта Рыбный Уян, на склоне одной из сопок был обнаружен пропавший самолет Ил-76 МЧС России, имевший высокую степень разрушения. 

За время работы в Сибирском федеральном округе с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно было оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор). 

Благодаря профессиональным действиям экипажа самолета в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек. В Иркутской области экипаж работал уже не в первый раз, ранее он тушил пожары и на Байкале.

Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты. После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.

1 июля 2016 года, в 4х километрах южнее населенного пункта Рыбный Уян Иркутской области, после очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.
Экипаж выполнял государственное задание по ликвидации природных пожаров, угрожающих населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры, экипаж ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ «АСК МЧС России» геройски погиб.

Награды

Имеет ведомственные награды: Медаль «За пропаганду спасательного дела» приказ №178-к от 17.06.2015, Медаль «За содружество во имя спасения» приказ №590-к от 18.11.2013, Нагрудный знак «За заслуги» приказ №280-к от 23.09.2015. За проявленную самоотверженность, мужество и отвагу и спасание людей во время стихийных бедствий, пожаров достоин награждения посмертно орденом Мужества, Указ Президента РФ от 15.07.2016 №344.
  • Орден «Мужества»

В память о герое

  • «Семен – Ульяна – Михаил…»

    Мой друг, надеюсь, не забыл?..

    И возвращается на ум

    Наш позывной короткий «СУМ»…

    Под этот позывной с тобой

    Мы рисковали головой,

    Когда к Воронежской АЭС

    Огонь пожарища полез…

    Когда подходишь к артскладам,

    Они горят и взрывы там.

    Снарядов не учесть разлет,-

    И вот их под тобою рвет…

    И, слава Богу, нету дыр.

    Осколки не дошли до крыл…

    И страха нет, не стынет кровь,

    Ты вылетаешь вновь и вновь…

    …А, помнишь, многотонный ИЛ

    В горах к пожару подходил.

    Полсотни метров над хребтом,

    В ущелье чтоб нырнуть потом…

    И вот в ущелье: гряды гор

    Со всех сторон находит взор.

    Теряешь метры высоты,

    И понимаешь,- ниже ты,

    Чем те вершины за дымами…

    Так часто это было с нами…

    И старый добрый верный ИЛ

    Из стольких дыр нас выносил…

    Но речь сегодня не о нем,-

    Мы говорим о позывном…


    … «СУМ девяносто семь-ноль пять»

    Уходит в Африку опять.

    Везет лекарства и консервы.

    Там голод, рейс туда не первый…

    … Спасатели… Лихой народ…

    … Но только СУМ их отвезет

    Туда, где в холод февраля

    В семь баллов дрогнула земля…

    … Из под завалов, из огня

    Спасатель вытащит тебя...

    Но скольких раненых потом,-

    Увозят СУМовским бортом…

    …Везде звучал наш позывной.

    Район полетов – шар земной.

    И знамя Родины своей

    Явили мы планете всей! 

     _______________________________________________

     «И поплывут за остеклением кабины…»

    И поплывут за остеклением кабины

    Земля, ее поля в низинах,

    И лес в горах, съедаемый огнем…

    Короткий сон, и вновь туда пойдем…

    Высоты малые, крутые виражи…

    И напряженьем дышит экипаж…

    Заход на гору, целься, не дрожи…

    Наш путь один, назад уже не сдашь!..

    Пять километров: «Кормовые, товсь!»,

    И операторы взялись за рукоятки.

    Земля так близко, "пламя лижет пятки",

    А штурман т-я-а-а-а-а-нет …


    Наконец-то «Сброс!».

    За миг до этого: движки на «номинал»,

    Скала стремительно ушла под фюзеляж.

    С приростом тяги соразмерно взят штурвал…

    Полсотни метров – это сложный пилотаж…


    Радист вздохнул, на сердце так легко.

    На лампы смотрит – люки все закрыты…

    Сегодня день рожденья у него...

    И мысленно столы уже накрыты…

    (По тексту "Кормовые, товсь!" - шуточно-подбадривающая команда операторам. Их рабочие места в самолете находятся в корме, у самого среза выливных авиационных приборов, жерла которых напоминают трубы торпедных аппаратов. Вот и команда от подводников)




    Показать подробнее