Книга памяти
13 марта 1952 - 1 июля 2016

Филин Леонид Семенович

За время работы в Сибирском федеральном округе с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно было оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор). После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.
Фото из архива ФГБУ «АСК МЧС России»
подполковник запаса
командир воздушного судна – инструктор
Родился 13 марта 1952 года с. Вельяминово Карачаевского района Брянской области

Погиб 1 июля 2016 года

Биография

  • 1952 год. Рождение героя

    13.03.1952 г.р. Место рождения: с. Вельяминово Карачаевского района Брянской области. 

  • 1974 год. Образование

    Образование высшее, окончил в 1974 г. Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Специальность по образованию: командная военно-транспортной авиации. 

  • 1996 год. Служба в авиации МЧС России

    01.1996 – 01.07.2016 неоднократно принимал участие по доставке гуманитарной помощи и в операциях по ликвидации последствий ЧС. Командир воздушного судна - инструктор Филин Леонид Семенович, работал в системе МЧС России с 1996 года. За время работы зарекомендовал себя с положительной стороны: дисциплинирован, организован и требователен к себе и подчиненным.

    Как руководитель и пилот-инструктор, первым в ФГУАП МЧС России освоил десантирование грузовых платформ с гуманитарной помощью, тушение пожаров и постоянно обучал летные экипажи технологии тушения пожаров самолетами Ил-76 с применением водосливных устройств ВАП-2. Благодаря настойчивости, требовательности Филина Л.С. и его методическим навыкам все экипажи эскадрильи подготовлены к десантированию грузовых платформ и пожаротушению. В вопросах безопасности полетов был требователен к себе и экипажам.

    На его счету ежегодные тушения лесных пожаров в России и за рубежом, тушение складов с боеприпасами под Владивостоком, тушение пожара на нефтекомплексе в г. Измир (Турция), доставка гуманитарных грузов на аэродромы г.Грозного, Белграда, Баграма и Кабула, эвакуация граждан России из «горячих» точек.

    В сложной полетной и аварийной обстановке действовал мужественно и хладнокровно. За мужество и отвагу, проявленные при тушении пожаров Филин Л.С. награжден двумя орденами Мужества.

    В январе 2010 года в качестве командира Ил-76 выполнял полеты по доставке гуманитарной помощи населению Гаити. Экипажи, руководимые Филиным Л.С., оказали помощь республике Венесуэла по доставке гуманитарной помощи народу Гаити. При этом было перевезено 73 тонны груза, а также были доставлены венесуэльские спасатели. Экипажами, руководимыми Филиным Л.С., было доставлено 118 тонн гуманитарной помощи и перевезено 57 человек спасателей и медицинского персонала.


  • 2016 год. Последний полет

    1 июля 2016 года, в 4х километрах южнее населенного пункта Рыбный Уян Иркутской области, геройски погиб экипаж ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ «АСК МЧС России».

    Экипаж выполнял государственное задание по ликвидации природных пожаров, угрожающих населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры. После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.

Подвиг и гибель

Благодаря профессиональным действиям экипажа ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ "АСК МЧС России" в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек.

В тот трагический день, 1 июля 2016, самолет МЧС тушил природный пожар в Качугском районе Иркутской области, который угрожал населенному пункту Карам и создавал угрозу распространения огня и задымления на объекты энергетической и транспортной инфраструктуры. Осуществляя в те сутки второй вылет на тушение пожара, экипаж в назначенное время не вышел на связь. На борту воздушного судна находились 10 человек.

3 июля около 02:00 (мск.) в Качугском районе, в 9 километрах юго-восточнее от населенного пункта Рыбный Уян, на склоне одной из сопок был обнаружен пропавший самолет Ил-76 МЧС России, имевший высокую степень разрушения. 

За время работы в Сибирском федеральном округе с начала пожароопасного периода экипаж самолета Ил-76 совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно было оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор). 

Благодаря профессиональным действиям экипажа самолета в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживают более 50 тысяч человек. В Иркутской области экипаж работал уже не в первый раз, ранее он тушил пожары и на Байкале.

Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты. После очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.

1 июля 2016 года, в 4х километрах южнее населенного пункта Рыбный Уян Иркутской области, после очередного сброса воды самолет врезался в сопку и полностью разрушился.
Экипаж выполнял государственное задание по ликвидации природных пожаров, угрожающих населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры, экипаж ВС ИЛ-76 ТД ФГБУ «АСК МЧС России» геройски погиб.

Награды

Имеет государственные и ведомственные награды : Орден Мужества, Указ Президента от 14.10.1998 №1255
Почетное звание «Заслуженный пилот РФ», Указ Президента от 30.04.2005 №482
Орден Мужества, Указ Президента от 12.05.1997 №472
Нагрудный знак «Ветеран авиации МЧС России» приказ №107 ВК от 24.05.2002
Медаль «За отвагу на пожаре» приказ №367 ВК от 28.05.2003
Нагрудный знак «Отличник авиации МЧС России» приказ №140 ВК от 15.08.2003
Медаль «За содружество во имя спасения» приказ №733 от 12.12.2006
Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» приказ №688 от 27.12.2007
Нагрудный знак «Почетный знак МЧС России» приказ №189-к от 24.07.2008
Нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС» приказ №278-к от 19.07.2012.
  • Орден «Мужества»

В память о герое

  • Решением Карачевского районного совета народных депутатов от 25.01.2017 № 5-284, Постановление Главы администрации Карачевского района от 14.03.2017 № 351 присвоено имя «МБОУ Вельяминовская СОШ им. Л.С. Филина»

    В честь присвоения школе имени, на фасаде школы открыта мемориальная доска 28.04.2017

  • Всероссийской политической партией «Единая Россия» в рамках федерального образовательного проекта 03.10.2018 открыта «Парта Героя». 

  • «Семен – Ульяна – Михаил…»


    Мой друг, надеюсь, не забыл?..

    И возвращается на ум

    Наш позывной короткий «СУМ»…

    Под этот позывной с тобой

    Мы рисковали головой,

    Когда к Воронежской АЭС

    Огонь пожарища полез…

    Когда подходишь к артскладам,

    Они горят и взрывы там.

    Снарядов не учесть разлет,-

    И вот их под тобою рвет…

    И, слава Богу, нету дыр.

    Осколки не дошли до крыл…

    И страха нет, не стынет кровь,

    Ты вылетаешь вновь и вновь…

    …А, помнишь, многотонный ИЛ

    В горах к пожару подходил.

    Полсотни метров над хребтом,

    В ущелье чтоб нырнуть потом…

    И вот в ущелье: гряды гор

    Со всех сторон находит взор.

    Теряешь метры высоты,

    И понимаешь,- ниже ты,

    Чем те вершины за дымами…

    Так часто это было с нами…

    И старый добрый верный ИЛ

    Из стольких дыр нас выносил…

    Но речь сегодня не о нем,-

    Мы говорим о позывном…

    … «СУМ девяносто семь-ноль пять»

    Уходит в Африку опять.

    Везет лекарства и консервы.

    Там голод, рейс туда не первый…

    … Спасатели… Лихой народ…

    … Но только СУМ их отвезет

    Туда, где в холод февраля

    В семь баллов дрогнула земля…

    … Из под завалов, из огня

    Спасатель вытащит тебя...

    Но скольких раненых потом,-

    Увозят СУМовским бортом…

    …Везде звучал наш позывной.

    Район полетов – шар земной.

    И знамя Родины своей

    Явили мы планете всей!

     _______________________________________________

     «И поплывут за остеклением кабины…»

    И поплывут за остеклением кабины

    Земля, ее поля в низинах,

    И лес в горах, съедаемый огнем…

    Короткий сон, и вновь туда пойдем…

    Высоты малые, крутые виражи…

    И напряженьем дышит экипаж…

    Заход на гору, целься, не дрожи…

    Наш путь один, назад уже не сдашь!..

    Пять километров: «Кормовые, товсь!»,

    И операторы взялись за рукоятки.

    Земля так близко, "пламя лижет пятки",

    А штурман т-я-а-а-а-а-нет …

    Наконец-то «Сброс!».

    За миг до этого: движки на «номинал»,

    Скала стремительно ушла под фюзеляж.

    С приростом тяги соразмерно взят штурвал…

    Полсотни метров – это сложный пилотаж…

    Радист вздохнул, на сердце так легко.

    На лампы смотрит – люки все закрыты…

    Сегодня день рожденья у него...

    И мысленно столы уже накрыты…

    (По тексту "Кормовые, готовсь!" - шуточно-подбадривающая команда операторам. Их рабочие места в самолете находятся в корме, у самого среза выливных авиационных приборов, жерла которых напоминают трубы торпедных аппаратов. Вот и команда от подводников)

    Показать подробнее